В последнее время меня тоже стали спрашивать, могу ли я сделать портфолио. И, конечно, никто не смог мне ответить, что же модель подразумевает под этим словом. Чтобы как-то прояснить читателям картину — публикую статью фотографа Игоря Алексеева, которую он написал для своего блога: http://www.igoralekseev.com/blog/modelyam/what-is-portfolio/
Портфолио – в общем смысле слова это досье выполненных работ, достижений. Портфолио обычно имеют люди творческих профессий: дизайнеры, рекламщики, копирайтеры, фотографы, модели и актеры. Это своего рода визитная карточка, представляемая потенциальному работодателю, с целью показать профессиональный уровень. В этой статье мы будем рассматривать портфолио модели и актерское портфолио.
«Бук» (англ. книга: book) сленг – альбом формата А4 с фотографиями 20х30. Крупные модельные агентства выдают фирменные папки своим моделям. «Бук» обязательный атрибут кастинга. В среде моделей принято склонять это английское слово: «Я забыла свою «буку»!» «Мне нужны новые фотки для «буки». Кастинг – процесс отбора моделей заказчиком. Личная встреча с представителем заказчика. 90% своего времени модели тратят на походы по кастингам.
«Снэп шут» (англ. snap shot: выстрел навскидку) 4-5 фотографий модели в различных ракурсах с минимумом (или без) косметики, обычно в купальнике. Подчеркиваю, фотографии совершенно лишены художественности, так как цель показать внешние данные модели без приукрас.
Каким должно быть портфолио модели в Европе и США.
За рубежом портфолио это «снэп шуты» (4-5 фото) и фотографии (10-20 штук) конкретных рекламных кампаний, показов с указанием даты и названия проекта, компании-заказчика, продакшн-команды (обычно указывается фотограф), модельного агентства. Причем заказчик смотрит не, сколько на фотографии, сколько на подписи к ним.
Портфолио модели в России.
Портфолио обычно делается в самом модельном агентстве, который выгоден агентству по простой причине: услуги такого фотографа стоят не дорого, а деньги с начинающих моделей берутся как за профессиональное модельное портфолио высокого уровня. Для многих агентств это один из видов заработка. Ничего кроме шаблонных фото вы не получите.
Говорить о портфолио в России как о подборке реальных проектов в которых учавствовала модель проблематично.
Модельный бизнес в нашей стране не достиг мирового уровня по простой причине: 80-90% всех рекламных материалов для крупных брендов делаются централизованно и за рубежом. Основу нашего модельного бизнеса составляют преимущественно показы одежды и работа на выставках и презентациях.
Фото или видео съемка для модели это большая удача. Выкиньте из головы мысль про обложку приличного глянцевого журнала, если вы не звезда. Обложка глянца это реклама. Не редкость, когда состоятельные мужчины платят до 10 000$ за то, что бы юная пассия была на обложке хорошего глянцевого журнала.
Стоит отметить и особый менталитет заказчиков уровнем пониже. Они крайне редко обращаются в модельные агентства, опять же из-за цены. Обычно в фотосессиях участвуют родственники, друзья, знакомые – не профессиональные модели. Съемка превращается в сущий кошмар для фотографа.
Более того получить фотографии у фотографа после коммерческой фотосъемки – большая проблема для фотомодели. Зачастую единственный способ, это найти журнал и вырезать страницу. Фотограф или компания организующая съемку не обязаны отдавать фотографии модели. Фотомодель получает гонорар и точка. Кстати о гонорарах моделей я рассказываю в другой статье Хочу быть моделью. Рассуждения фотографа о фотомоделях и модельном бизнесе.
Получается замкнутый круг: нет портфолио – нет работы, нет работы – нет портфолио.
Выход: обратиться к профессиональному фотографу для изготовления портфолио. О ценах я упомянул в своей статье Фотосессия – зачем, сколько, как? Стоимость портфолио в России находится в диапазоне 15 000-30 000 руб. Все что дешевле, выглядит крайне подозрительно. Я бы рекомендовал начинающим фотомоделям сделать 2 фотосессии у двух разных фотографов, что бы было разнообразие. При выборе фотографа руководствуйтесь в первую очередь уровнем работ, а не ценой. Хорошее – познается в сравнении.
Каким должно быть портфолио модели в России?
Модельное портфолио должно включать обязательную программу: крупный план, поясной портрет, ростовой, ростовой показывающий фигуру (купальник). От моделей я слышал, что агентства ограничивают число фотографий в «буке» 10 фото, но в то же время я видел «буки» моделей из 20-30 фотографий. Модельное портфолио должно быть разнообразным.
Заказчику тяжело представить, как выглядит та или иная модель в нужном образе. Если в портфолио есть карточка хоть отдаленно напоминающая образ, который хочет заказчик, то ваши шансы резко возрастают. Связано это с тем, что представитель заказчика в России активно вмешивается в процесс подготовки к фотосессии. За рубежом обычно все решения принимает рекламное агентство или агентство, занимающееся производством (продакшн), а там работают профессионалы и им достаточно взглянуть на «снэпы» модели, что бы представить насколько она подходит.
Про модельные данные вы можете прочитать в другой моей статье Хочу быть моделью. Рассуждения фотографа о фотомоделях и модельном бизнесе.
Кроме работы визажиста для проработки образа необходим стилист, реквизит, интерьеры. Все это стоит денег. Бюджет рекламной кампании несоизмерим с возможностями начинающей фотомодели, который она готова потратить на съемку портфолио у профессионального фотографа.
Модельное портфолио должно быть профессиональным.
Фотограф и команда на съемочной площадке делают все, что бы карточка была на уровне. Что такое уровень? Возьмите ведущие глянцевые журналы, 70% карточек (в зависимости от уровня журнала) можно назвать достойными. Профессионализм вещь субъективная. Профессионалом можно назвать и фотографа с обезьянкой в курортном городе. У одного фотографа я услышал мнение, что фотосъемка это дорогостоящая лотерея. Каким бы именитым не был фотограф, отдай вы ему чемодан денег, всё равно нет 100% гарантии отличного результата, так как результат зависит не только от фотографа и его команды, но и от вас самих. Именно по этому, хороший фотограф – хороший психолог, он делает так, что бы вы работали на съемочной площадке на все 100% своих возможностей.
Актерское портфолио
В отличие от модельного портфолио к актерскому портфолио обычно предъявляются менее жесткие требования. Основная задача это показать экстерьер, типаж и умение входить в тот или иной образ. Практически каждое актерское агентство предъявляет свои требования по количеству и формату фотографий. Обычно это 15-20 фото форматом 10х15см и несколько фото 20х30 см – так называемый заявочный портрет. Кардинальных отличий в актерском портфолио от модельного портфолио я не заметил. Отмечу, что с актерами намного проще и интереснее работать и это логично. Они намного ответственнее и творчески относятся к подготовке к съемке и работают на съемочной площадке с полной отдачей. И напоследок. У меня сложилось впечатление, что актеры явно экономят на портфолио, руководствуясь не уровнем фотографа, а ценой.
А теперь самое главное. Внимание! Не портфолио красит модель, а модель портфолио.
Поясню. В течении нескольких часов фотомодель провела в ожидании (незапланированные задержки и ожидания на кастингах обычная практика), когда ее позовут на кастинг в компании коллег по цеху. Не в самой благоприятной атмосфере я бы сказал, так как конкуренция очень высока и за «поцелуйчиками» обычно скрывается зависть и ненависть. На следующий кастинг она уже опаздывает из-за задержки. Вызывают. Сидят пара дядек и тетка, здороваются, спрашивают про параметры, отмочив как обычно « Вы поправились? и рост у вас явно меньше чем вы утверждаете» , просьба пройтись и какой ни будь глупый вопрос, на который нужно ответить. Все длиться не более минуты. За эту минуту вы должны произвести впечатление. Как? Не спрашивайте, я не знаю я не фотомодель, я фотограф. Вы просто должны понравиться. Важно все, как вы одеты, как вы говорите, как смотрите, как пахнете, как и что отвечаете на вопросы. Вот, пожалуй, что и все что я хотел рассказать. Еще добавлю. Не опаздывайте! Цените чужое время, тем более в модельном и рекламном бизнесе оно очень дорогое. Информация о необязательных и не пунктуальных моделях распространяется со скоростью света.